«Мы выполняем задачи, поставленные „Газпромом“
В начале сентября в Приморье была сдана в эксплуатацию первая очередь газотранспортной системы (ГТС) «Сахалин — Хабаровск — Владивосток». В реализации этого важнейшего для дальневосточного региона проекта, открывать который приезжал премьер-министр России Владимир Путин, активное участие принимал коллектив ижевского предприятия «Спецгазавтотранс» — дочерней компании «Газпрома». Удмуртские газовики несколько лет кряду успешно работают на Тихоокеанском побережье страны. И когда у генерального директора ДОАО «Спецгазавтотранс» ОАО «Газпром» Алексея Фарафонтова в плотном графике нашлись полчаса на интервью «Известиям Удмуртской Республики», мы не упустили возможности расспросить Алексея Викторовича о том, как коллектив известного предприятия трудится на восточной окраине России, а заодно представили молодого руководителя в традиционной рубрике «Крупным планом».
И на Тихом океане свой… продолжили поход
— Какой фронт работ в строительстве ГТС «Сахалин — Хабаровск — Владивосток» был определен для коллектива «Спецгазавтотранса» и как вашу работу оценило руководство «Газпрома»?
— «Спецгазавтотранс» всегда показывал достойные результаты, и на этот раз наш коллектив остался верен своим традициям, показав хорошую работу на ГТС. На Дальнем Востоке нам было доверено строительство 52-километрового участка газопровода в Хабаровском крае, 122-километрового газопровода-отвода на Владивосток, газораспределительной станции (ГРС) в этом портовом городе и межпоселкового газопровода низкого давления от ГРС до острова Русский с отводом на ТЭЦ-2. Все работы были выполнены в штатном режиме, и предприятие в очередной раз показало, что достойно выполнять задачи, поставленные перед ним «Газпромом». Что касается оценки руководства отрасли и страны, то мы не будем приписывать все заслуги себе. В строительстве ГТС «Сахалин— Хабаровск — Владивосток» участвуют многие предприятия, и вся работа оценивалась целиком. В «Газпроме» остались довольны достигнутым результатом, потому как столь масштабный проект —1350 км трубопровода — был завершен в сжатые сроки. Причем положительную оценку усилили два фактора. За последнее время это самая протяженная газовая магистраль, введенная в эксплуатацию. Кроме того, особую важность ГТС придало то, что это один из первых объектов для саммита Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), который пройдет на Дальнем Востоке в марте 2012 года.
— Похоже, что «Спецгазавтотранс» прочно обосновался на российском Дальнем Востоке. Кому принадлежала идея выйти в новый для предприятия рубеж, и насколько сложно было «пробиться» на этот «край земли»?
— Еще три года назад ДОАО «Спецгазавтотранс» ОАО «Газпром» заключило несколько договоров с ООО «Газпром инвест Восток», которое является заказчиком по реализации инвестиционных проектов ОАО «Газпром» в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. В этот регион нас пригласил работать генеральный директор ООО «Газпром инвест Восток» Дмитрий Шелехов, и первым нашим объектом стала Камчатка. Выход на полуостров был сопряжен с трудностями, связанными со сложной транспортной схемой, и Дмитрий Юрьевич обратился к «Спецгазавтотрансу» как к предприятию, имеющему большой опыт пионерных выходов на отдаленные северные месторождения, требовавших больших усилий по организации доставки техники и грузов. В 2008 году специалисты предприятия вышли на западное побережье Камчатки и приступили к строительству газопровода от Нижне-Квакчикского месторождения до АГРС Петропавловска-Камчатского и обустройству Кшукского и Нижне-Квакчикского месторождений. Зарекомендовав себя с положительной стороны, на следующий год «Спецгазавтотранс» приступил к строительству объектов ГТС «Сахалин — Хабаровск — Владивосток».
Богатый опыт на горных участках
— Насколько нам удалось узнать, незадолго перед сдачей объектов ГТС ваше предприятие работало в крайне напряженном режиме. Что этому причиной?
— Не стану скрывать, что как у строителей эффективность нашей работы во многом зависит от поставки комплектующих. Последняя партия трубы пришла на объект только 15 июля — на несколько месяцев позже, чем было запланировано изначально. Это критичный срок поставки для столь сложного объекта. Помимо этого сам район строительства оказался для нашего предприятия новым и требовал повышенного внимания. Мы привыкли работать на Крайнем Севере, пробиваться по мерзлоте, болотам — сложной, но равнинной местности. В Приморье же мы впервые столкнулись с прохождением по горному ландшафту. Для ряда участков были характерны очень крутые подъемы и спуски с уклонами до 40–45 градусов. Даже мощная импортная техника взбиралась на эти кручи с превеликим трудом. Времени на выполнение работ уходило во много раз больше, чем планировалось. Порой за смену мы могли сварить всего один стык, но, поверьте, он того стоил. Если говорить о примененных предприятием новациях, то на ГТС «Сахалин — Хабаровск — Владивосток» мы освоили автоматическую сварку на трубосварочных комплексах, что позволило ускорить процесс и значительно повысить качество сварки стыков. Сварные соединения являются основными элементами, обеспечивающими надежность газопроводов. На трубосварочном комплексе выполнялся большой объем сварки кольцевых стыков при полной механизации сборочно-сварочных и транспортных операций в процессе изготовления трубных секций. Повторю, что нам впервые пришлось работать на участках с активными тектоническими разломами и на участках со скальным грунтом. Там, где порода не поддавалась технике, использовались гидромолоты, производились взрывные работы. Наконец, наше предприятие впервые самостоятельно построило газораспределительную станцию. Кроме того, мы применили ряд экспериментальных технологий, разработанных отраслевыми институтами. Так что опыт на этом объекте приобрели богатый. Ну а в остальном для нашего персонала это была обычная очередная стройка.
— Какие подразделения предприятия сыграли ключевую роль при сдаче объектов во Владивостоке?
— На этом объекте у нас работали два филиала — Специализированное ремонтно-строительное управление (СРСУ) и Чайковское предприятие технологического транспорта и спецтехники (ЧПТТиСТ). Благодаря серьезным усилиям руководства и коллективов этих филиалов сдача в эксплуатацию важнейших объектов была выполнена в директивные сроки.
Осень — горячая пора для газовиков
— Сегодня в большом коллективе «Спецгазавтотранса» работает более пяти тысяч человек. Тем не менее, вы продолжаете открывать новые рабочие места и обучаете персонал. С чем это связано?
— С той проблемой, с которой мы столкнулись именно в Приморье. Увидев ее воочию и ощутив, что называется, на себе, теперь я уверен в том, что руководство страны приняло совершенно правильное и дальновидное решение о развитии социально-экономической инфраструктуры Дальнего Востока. Мы столкнулись с тем, что люди там разучились работать. Причем краевые власти не отрицают наличия острой кадровой проблемы. Два десятка лет основная масса жителей Приморья занималась тем, что продавала всей России подержанные японские и корейские иномарки. Мы не смогли найти там ни подрядные организации, ни квалифицированных сварщиков, механизаторов, бетонщиков и дорожных рабочих — все они в Приморье в жестоком дефиците.
— Год назад газопровод на Камчатке вы запускали почти в аналогичные сроки. Можно ли говорить о том, что у предприятия складывается новая традиция?
— Скорее это не традиция, а необходимость, продиктованная началом отопительного сезона. Нужно понимать, что ввод практически всех объектов «Газпрома», так или иначе, связан именно с предстоящим осенне-зимним периодом. Хотя, мы специально не подгадываем со сроками сдачи. Мы сдаем объекты тогда, когда они нужны потребителям газа. И сейчас одна из приоритетных задач «Газпрома» — газификация Дальнего Востока. Другие первостепенные задачи обусловлены созданием новых маршрутов для подачи газа в Европу, в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Главная же цель, поставленная «Газпромом», сводится к созданию единой и надежной газотранспортной системы.
Работа по всей России
— Алексей Викторович, какие еще российские регионы входят в сферу производственных интересов «Спецгазавтотранса»? Что и где строите, если вдаваться в конкретику работы?
— Если посмотреть на карту России и отметить на ней наши производственные участки, то можно увидеть, что «Спецгазавтотранс» работает едва ли не на всей территории страны — от Астрахани на юге до Ямала на Севере и от Петропавловска-Камчатского на Востоке до Ленинградской области на Западе. В европейской части России сейчас мы принимаем участие в строительстве газопровода «Починки — Грязовец», который станет перемычкой между газотранспортными системами Центрального и Северного коридоров. Ввод в эксплуатацию этого газопровода способен решить многие перспективные, стратегические задачи. В первую очередь речь идет о прямых поставках газа в Европу в обход транзитных государств. По нашему участку газопровода уже прошли испытания, и сдача объекта в эксплуатацию намечена на 30 октября 2011 года. Следующей нашей задачей в этом регионе станет строительство второй нитки Северо-Европейского газопровода. Параллельно с этим на противоположном конце страны мы сейчас занимаемся перебазировкой техники на остров Сахалин, где идет разработка шельфового Киринского месторождения газа. В ближайшее время мы должны приступить к строительству двух десятикилометровых участков газопровода до газокомпрессорной станции, откуда газ будет подаваться в ГТС «Сахалин — Хабаровск — Владивосток».
— Судя по этому своеобразному рапорту, текущий год выдался успешным для предприятия. Удалось ли «Спецгазавтотрансу» окончательно избавиться от последствий кризиса?
— Говорить о том, что все последствия экономического кризиса для нас остались позади, было бы неверно. Ни одно предприятие не в состоянии выйти из кризисной ситуации в течение одного года. Для того, чтобы твердо встать на ноги, потребуется от трех до пяти лет. Темп работы, который мы взяли в текущем году, конечно, впечатляет, есть заметное продвижение по производительности, однако общие объемы работ остались прежними. Они держатся на уровне прошлого года.
— Длительный период времени вам приходится управлять всеми процессами, которые происходят на предприятии, как говорится, виртуально — на расстоянии нескольких тысяч километров от центрального офиса в Ижевске. Какие в этой связи возникают ощущения? Что непосредственно на объекте делается легче, а что сложнее?
— Действительно, чтобы побывать на каждом нашем объекте, нужно затратить очень много времени — географический размах наших работ я вам уже назвал. Поэтому центральным офисом в столице Удмуртии по большей части я управляю дистанционно. Благо современная техника позволяет это делать. Со мной всегда iPad. Электронную почту и документы я просматриваю с помощью этого устройства. Мои заместители всегда на связи, я регулярно провожу селекторные совещания. Так что стараюсь быть мобильным, держать ситуацию под контролем, где бы ни находился. Непосредственное присутствие на объекте имеет свои плюсы. В первую очередь, это хорошо стимулирует коллектив. Кроме того, так я могу располагать самой полной информацией о ходе работ и принимать оперативные решения.
Жесткие планерки, мотоцикл и камчатские мишки
— Простите за умозрение и возможную ошибку, но на беглый взгляд вы производите впечатление мягкого, спокойного человека. Это большая редкость среди газовиков, прошедших суровые Севера и Камчатку. Скажите откровенно, можете матом ругаться и стучать кулаком по столу? Или бывает достаточно посмотреть в глазах человеку и этим взором сказать больше, чем руганью.
— Ваши предположения на самом деле во многом ошибочны. Просто вы не присутствовали на моих планерках…
— Ну, вот мы и перешли в этом интервью «на личности». Ничего не поделаешь — жанровые законы рубрики «Крупным планом» предусматривают этот переход. Вы слывете большим поклонником высокой скорости. Получилось ли за лето хоть разок сесть за руль вашего мотоцикла?
— Вы знаете, ни разу не удалось. Мой байк Yamaha Midnight Star так все лето и простоял в гараже. Я только помыть его успел, уже хотел выехать в свободную минутку, но тут зарядили дожди, и мне пришлось отложить практику до следующей весны.
— Коли мы завели речь об увлечениях, связанных с активным образом жизни, не могу не поинтересоваться двумя проектами, которые давно курирует ДОАО «Спецгазавтотранс» ОАО «Газпром» — автоспортивной командой предприятия и поддержкой футбольного клуба. Есть ли намерения продолжить эту помощь и дальше, в 2012 году?
— Отвечу лаконично, но понятно. Разумеется, есть.
— Еще один спортивный, а точнее физкультурный вопрос. Год назад ходили разговоры, что зимой 2012 года Ижевск снова станет столицей зимней Спартакиады работников ОАО «Газпром». Правда, появилась информация, что главным городом корпоративного спортивного форума станет Екатеринбург, но при этом есть надежда, что столица Удмуртии может рассматриваться в качестве столицы летних игр-2013. Она имеет под собой почву?
— Мы всегда специализировались на приеме зимних Спартакиад, но если руководство «Газпрома» решит организовать в Ижевске летнюю Спартакиаду, то заявку мы всегда подадим!
— Позвольте перейти к «гастрономии». Северную рыбу — муксуна и нельму — вы ели. А удалось ли попробовать камчатского лосося или медвежатину?
— Медвежатину не пробовал, зато красную рыбу на Камчатке и камбалу во Владивостоке ели с аппетитом.
— И не боялись последствий аварии на АЭС «Фукусима-1» — все-таки японский архипелаг под боком?
— Признаться, не боялись. Как раз после аварии мы получили партию труб из Японии. Прежде чем строить из них газопровод, решили замерить радиоактивный уровень. Так дозиметр ничего плохого не показал — уровень радиации был нулевым.
— Ну а с медведями-то на Камчатке сталкивались? Там же эти мишки огромной величины — настоящие цари природы. Не выходили косолапые посмотреть, что тут строят газовики из далекой Удмуртии?
— То-то и оно, что выходили. Однажды наш бульдозерист пробивал трассу, и к нему вышел громадный медведь. Притулился на самый край траншеи и сидит вплотную с работающей техникой. Всем своим видом мишка как будто показывал: «Вы что, не знаете, кто здесь хозяин? Разве вы не видите, что я тут после рыбалки и сытного обеда отдыхаю на берегу речки?» Когда три года назад мы только высаживались на камчатских берегах, наши ребята рассказывали, что под утро любопытные медведи нередко выходили к палаткам и изучали пришельцев. «Бывало, лежишь в палатке в обнимку с ружьем с шумовым патроном, и чувствуешь через брезент дыхание любознательного мишки. Зябко себя ощущали», — откровенничали наши газовики…
Источник: Газета «Известия Удмуртской Республики», №114, 12 октября 2011 года