ЧЕТРА за Полярным кругом
На Ямале, как на Большой земле
Справа, параллельно железной дороге, тянется ровная лента асфальтированного шоссе, которое ведет в Новый Уренгой. По нему одна за другой мчатся машины, обгоняя наш поезд. Вадим Огешко, водитель вахтового автобуса — мой сосед по купе, смотрит в окно и задумчиво говорит: «Будь моя воля, где-нибудь на обочине я поставил бы памятник чебоксарскому трактору. Именно он является одним из „главных строителей“ дорог на Ямале».
Новый Уренгой почти ничем не отличается от других российских городов. Единственная особенность, которая сразу же бросается в глаза, — это обилие производственных баз, разбросанных не только в городе, но и далеко за его пределами.
Одна из таких баз принадлежит ижевскому предприятию «Спецгазавтотранс», дочерней компании «Газпрома».
— Наше предприятие работает на Крайнем Севере больше 28 лет, — рассказывает Василий Кондратьев, начальник технического отдела ДОАО «Спецгазавтотранс» ОАО «Газпром». — Мы строим дороги, магистральные газопроводы и автозимники, отсыпаем производственные площадки. Наш коллектив имеет огромный опыт эксплуатации импортной и отечественной техники в самых тяжелых природных условиях — от Ямала и до Камчатки. На сегодня мы эксплуатируем 45 единиц бульдозеров ЧЕТРА: Т9, Т11, Т15 и Т35 и 19 трубоукладчиков ЧЕТРА: ТГ-301К и ТГ-503К. На зимниках Ямала бульдозерам приходится проходить с волокушей до 60 километров в день. Двигатели машин работают практически круглые сутки. Останавливаем только для проведения техобслуживания. Машины ЧЕТРА в условиях Крайнего Севера показали себя хорошо: надежные, ремонтопригодные. У нас до сих пор в строю Т11 с заводскими номерами 000004 и 000014, выпущенные в 2002 году. Второй отработал более 39 тысяч моточасов — это 4,5 года беспрерывной работы.
Приятное разочарование
От Нового Уренгоя до вахтового поселка Новозаполярный около 280 километров. Наш «уазик», несмотря на задержку на переправе через реку Пур, преодолел это расстояние за четыре часа. Дорога ровная, без ям и выбоин, прямая, как натянутая нить. Жителям Большой земли только остается мечтать о таких автобанах. Но эйфория быстро исчезает, когда видишь, в каких условиях приходится трудиться дорожникам. Прямо на наших глазах экскаватор, который работал на прокладке трубы рядом с автомобильной трассой, чуть ли не по кабину ушел в болотную трясину.
Хотя Ямало-Ненецкий автономный округ считается одним из регионов с самой низкой плотностью населения, этот край необжитым не назовешь. Сегодня практически вся тундра расчерчена десятками трубопроводов, по которым к местам переработки доставляются миллионы кубометров газа, нефти и конденсата. Повсюду видныгазоперекачивающие станции, крановые узлы, буровые вышки и прочие строения, которые обеспечивают бесперебойную транспортировку углеводородов. И ко всем этим объектам ведут насыпные дороги, покрытые щебенкой.
На каждом шагу встречаешь дорожные знаки с названиями месторождений, трубопроводов, номеров крановых узлов.
— Все это хозяйство, — обводит взглядом тундру Владимир Юрасов, начальник участка № 2 Строительного управления подрядных работ, филиала ДОАО «Спецгазавтотранс», — находится в зоне нашей ответственности. Мы построили здесь дороги, крановые узлы, обустроили вахтовый поселок. Условия, как видите, экстремальные, но это не должно сказываться на технологии строительства. У нас работают 7 бульдозеров ЧЕТРА. Техника хорошая, претензий к ее качеству у нас нет.
— Я на своем тракторе ЧЕТРА Т9 уже выработал 11 тысяч моточасов, — присоединяется к разговору бульдозерист Владимир Бабинцев. — И за это время не было ни однойсерьезной поломки — так, в основном, по мелочи. Машина хорошая: отличная гидравлика, высокая маневренность, в кабине комфортно. До этого работал на другом отечественном тракторе. «Девятку» с ним и сравнить нельзя — она значительно лучше во всех отношениях.
(Чебоксары-Новый Уренгой-Новозаполярный-Чебоксары)
Источник: Корпоративный журнал «ЧЕТРА», № 13, декабрь 2012 года