История

Свою историю ПАО «Газпром спецгазавтотранс» ведет с 21 августа 1984 года, когда был подписан Приказ Министерства газовой промышленности №334/орг «О структурных изменениях в составе предприятий и организаций Министерства». Этим приказом было создано производственное объединение по эксплуатации и ремонту автотранспортной техники «Союзгазавтотранс». Базовым городом нового предприятия был определен Ижевск, обладавший необходимыми трудовыми ресурсами и развитой транспортной инфраструктурой.


На вновь созданное объединение было возложено выполнение следующих функций:

  • перевозка оборудования, материалов и других грузов для строительства и эксплуатации магистральных газопроводов Главвостоктрансгаза;
  • частичная перевозка негабаритного и тяжеловесного оборудования для строительства магистральных газопроводов ПО «Тюментрансгаз» ВПО «Тюменгазпром»;
  • разработка карьеров и перевозка грунта, щебня и гравия для отсыпки кустов скважин на Ямбургском газоконденсатном месторождении;
  • перевозка грузов для других газодобывающих и газотранспортных районов страны по указанию руководства Мингазпрома;
  • реализация, складирование и отпуск запасных частей к импортной автомобильной технике для предприятий и организаций Мингазпрома;
  • капитальный ремонт отечественной и импортной автотракторной техники, а также наладка и текущий ремонт импортной техники для предприятий и организаций Мингазпрома.


Производственному объединению была поставлена задача разработать вахтовым методом (на тот момент он был инновационным) месторождения Крайнего Севера. Схемы и способы доставки техники и оборудования на объекты, перевахтовки, система оплаты труда были созданы и отработаны в кратчайшие сроки. Внедрение вахтового метода позволило снизить себестоимость обустройства месторождений, сократить сроки строительства объектов, повысить производительность труда на 20–25%. Впоследствии этот уникальный опыт нашел широкое применение во многих подрядных организациях отрасли.


С момента основания компании характерной особенностью ее работы является осуществление пионерных выходов на неосвоенные месторождения для подготовки начальной инфраструктуры: автодорог, кустовых площадок, межпромысловых и вдоль трассовых проездов, вахтовых поселков. Предприятие имеет заслуженную репутацию первопроходца на всех крупных нефтегазоконденсатных месторождениях, обустройство которых велось, начиная со второй половины 1980-х годов: Ямбургского, Бованенковского, Етыпуровского, Харвутинского, Песцового, Заполярного, Русского, Приобского, Харампурского, Ванкорского и др.


В мае 1985 года компания приступила к обустройству Ямбургского газоконденсатного месторождения, расположенного в Тазовском и Надымском районе Ямало-Ненецкого автономного округа. После обустройства газовых месторождений предприятие привлекли к работе на компрессорных станциях, где оно продолжало заниматься отсыпкой кустов и дорог, перевозкой грузов с причала в поселке Ямбург на строительные объекты.


20 августа 1985 года ЦК КПСС и Совет министров СССР приняло постановление «О комплексном развитии нефтяной и газовой промышленности в Западной Сибири в 1986–1990 гг.». Реализация освоения Ямала должна была обеспечить добычу газа в планируемых объемах на ближайшие 20–30 лет. В числе первопроходцев по освоению Ямала было и ПАО «Газпром спецгазавтотранс» (в то время «Союзгазавтотранс»), которое в ноябре 1986 года приступило к организации работ по доставке на Бованенковское газоконденсатное месторождение техники и топлива.


21 апреля 1987 года компания осуществила пионерный выход на полуостров Ямал и приступило к строительству производственной базы на Бованенковском месторождении, заготовке и перевозке грунта для отсыпки автодорог и площадок под инфраструктурные объекты. А в 1988 году началось строительство дорог и кустов под бурение и жилых поселков.

В 1989–1990 гг. компания значительно укрупняется за счет присоединения транспортных предприятий Тюмени, Нового Уренгоя, Надыма, Лабытнанги. В целях повышения эффективности доставки грузов и строительных материалов в состав объединения была передана Ремонтно-эксплуатационная база флота в поселке Игрим Тюменской области. В целом, к 1990 году сложилось крупное специализированное объединение численностью более 5 тысяч человек, располагающее современной импортной техникой, собственным речным флотом и производственными базами.


В 1991 году Производственное объединение «Союзгазавтотранс» преобразуется в государственное предприятие «Союзгазавтотранс». 22 апреля 1992 года в соответствии с приказом концерна «Газпром» ГП «Союзгазавтотранс» переименовывается в Государственное предприятие по эксплуатации и ремонту автотранспортной техники «Спецгазавтотранс». В 1993 году в связи с вводом в действие Указа Президента РФ от 05 декабря 1992 года № 1333 «О преобразовании Государственного газового концерна „Газпром“ в Российское акционерное общество „Газпром“ ГП „Спецгазавтотранс“ преобразуется в дочернее акционерное общество. Все эти годы, ставшие периодом серьезных испытаний для страны, предприятие продолжало активную работу по обустройству газоконденсатных месторождений Крайнего Севера.


Обустройство Заполярного газоконденсатного месторождения, расположенного в Тазовском районе Ямало-Ненецкого автономного округа, называли стройкой века. Президент РФ Владимир Путин, посетивший месторождение в 2001 году, сказал, что его пуск станет рубежом развития нашей газовой индустрии. Так и произошло. Ввод в эксплуатацию Заполярного месторождения повернул вспять процесс сокращения объемов добычи газа и позволил сохранить за Россией положение ведущей газовой державы мира. Компания начала отсыпать дороги на этом месторождении еще в 1993 году, в декабре 1995 года предприятие вновь приступило к обустройству Заполярного месторождения.


В 1997 году в связи с временным прекращением работ по обустройству Бованенковского месторождения, где предприятием уже было построено более 100 км высококачественных дорог, производственная база предприятия на полуострове Ямал была законсервирована, а техника перебазирована на Заполярное месторождение. Активное участие компании в обустройстве Заполярного месторождения позволило выполнить все поставленные задачи и в 2001 году сдать месторождение в промышленную эксплуатацию.

В декабре 1999 года компания приступила к выполнению работ по капитальному ремонту и переизоляции магистральных трубопроводов на объектах «Тюментрансгаза», «Пермтрансгаза» и «Сургутгазпрома». Первые шаги по капитальному ремонту трубопроводов были сделаны на магистральном газопроводе «Надым — Пунга-I», где был произведен ремонт трех мостов из трубных конструкций. В 2000 году была выполнена переизоляция первых 5 км магистральных трубопроводов, а за период с 2000 по 2012 гг. предприятие произвело капитальный ремонт 430 км магистральных трубопроводов.


В феврале 2001 года компания выходит на Приобское нефтяное месторождение, расположенное в Ханты-Мансийском автономном округе. К июлю специалистами Проектно-изыскательского центра предприятия был выполнен проект подъездной автомобильной дороги от федеральной дороги Нефтеюганск — Ханты-Мансийск до южной части Приобского месторождения протяженностью 44 километра. В октябре компания приступила к строительству дороги с твердым покрытием, которую закончила в 2006 году. На этом объекте предприятие отсыпало и кустовые площадки для буровых вышек.


В 2003 году компания активно включилась в выполнение программы переизоляции и капитального ремонта магистральных газопроводов, принятой ОАО «Газпром» в 2002 году. В 2004 году руководством «Газпрома» для предприятия была утверждена среднесрочная программа на 2005–2010 гг. по этому направлению.

3 февраля 2006 года компания приступает к обустройству Ванкорского нефтегазового месторождения, расположенного в Красноярском крае. На месторождении производилась инженерная подготовка кустов нефтяных скважин, строительство подъездных автодорог, была построена зимняя дорога от Заполярного газоконденсатного месторождения до Ванкорского нефтяного месторождения протяженностью 311 км.


В 2006 году, с возобновлением работ по обустройству Бованенковского месторождения, компания была привлечена к реализации мегапроекта «Ямал». «Газпром» поставил перед предприятием задачу по строительству и эксплуатации зимних автодорог Обская — Хралов — Бованенково протяженностью 550 км, в 2007 году построен зимник Бованенково — Харасавей протяженностью 100 км. С 2006 по 2009 гг. для обустройства Бованенковского месторождения силами предприятия было доставлено более 400 тысяч тонн грузов.


В 2007–2008 гг. для осуществления капитального ремонта магистрального газопровода «Парабель — Кузбасс» (заказчик — ООО «Газпром трансгаз Томск») приобретено и запущено в работу оборудование для автоматической и полуавтоматической сварки труб в трассовых условиях. Накопленный опыт позволил освоить новый вид деятельности — строительство магистральных трубопроводов большого диаметра.


В 2008 году в рамках Восточной газовой программы компания приступила к реализации инвестиционного проекта «Газоснабжение Камчатской области. Первая очередь — газоснабжение города Петропавловска-Камчатского». Из Приуралья и Крайнего Севера на расстояние более 8 тысяч километров железнодорожным и морским транспортом было перевезено около 230 единиц техники и крупногабаритного оборудования. В 2008–2010 гг. на Камчатке предприятием был построен 63-километровый участок магистрального газопровода «УКПГ-2 Нижне-Квакчикского ГКМ — АГРС города Петропавловска-Камчатского», включая переходы через несколько нерестовых рек первой и высшей категории. Проведены работы по обустройству Кшукского и Нижне-Квакчикского месторождений. Построен межпоселковый газопровод от АГРС-1 и АГРС-2 Елизовского района до ТЭЦ-2 городского округа Петропавловска-Камчатского. 29 сентября 2010 года газ был подан в Петропавловск-Камчатский.


В ноябре 2012 года компания возобновила свою работу на Камчатке. На Кшукском и Нижне-Квакчикском месторождениях предприятие выполнило инженерную подготовку промплощадок, площадок газовых скважин, строительство подъездных автодорог и строительство площадочных объектов: «Пункт налива конденсата», «Куст скважин №3», «Склад конденсата», «Воздушные линии электропередач СК-ПН», «Узлы приема и запуска СОД», «Конденсатопровод СК-ПН» и пр.


В 2009–2011 гг. участие компании в реализации Восточной газовой программы расширилось за счет работы на объектах ГТС «Сахалин — Хабаровск — Владивосток». Компании было поручено строительство участков магистрального газопровода «Сахалин — Хабаровск — Владивосток» общей протяженностью 52,9 км с подводным переходом через реку Обор, газораспределительной станции (ГРС) города Владивостока, 122-километрового газопровода-отвода на ГРС и межпоселкового газопровода на остров Русский. Торжественная церемония запуска ГТС «Сахалин — Хабаровск — Владивосток» в эксплуатацию, на которой присутствовал Владимир Путин, состоялась 8 сентября 2011 года.


В 2012 году компания продолжила работы на ГТС «Сахалин — Хабаровск — Владивосток». На объекте выполнялись специальные работы и благоустройство по инженерной защите окружающей среды, укреплению грунта и восстановлению флоры по трассе газопровода. В этом же году закончено строительство участка Грязовец-Выборг км 386 — км 425 в составе стройки «Северо-Европейский газопровод» (28,44 км линейной части газопровода диаметром 1420 мм).

В марте 2012 года завершилось строительство участков газопровода «БТК Киринского ГКМ — ГКС Сахалин» (участки км 29,49- км 39,49 и км 105,9 — км 115) общей протяженностью 19,2 км на острове Сахалин.


В своей производственной деятельности компания выполняла работы по обустройству и нефтяных месторождений — отсыпка грунтом промышленных и кустовых площадок, строительство дорог с твердым покрытием, строительство и содержание зимних автодорог на Крайнем Севере на следующих нефтяных месторождениях: Приобское, Ванкорское, Харампурское, Русское, Восточно-Уренгойское, Восточно-Мессояхское, Западно-Мессояхское, Новопортовское. Среди заказчиков предприятия нефтяные компании ОАО «Газпром нефть», ОАО «Роснефть», ОАО «АК „Транснефть“.


В октябре 2013 года компания приступила к выполнению общестроительных работ по обустройству Западно-Салымского, Верхнесалымского и Ваделыпского нефтяных месторождений. Компания выполнила работу по отсыпке грунтом кустовых площадок для бурения скважин и строительству подъездных дорог. Все работы велись с учетом требований международных стандартов по охране здоровья, охране труда, общей безопасности и охраны окружающей среды. В декабре состоялся ввод в эксплуатацию Кшукского и Нижне-Квакчикского месторождений, обустройство которых компания осуществляла.


В январе 2014 года предприятие приступило к обустройству опытно-промышленных участков, отсыпке кустов и подъездных дорог на Новопортовском нефтегазоконденсатном месторождении.

Весной 2014 года компания приступила к строительству участка напорного нефтепровода протяженностью 54 км «Напорный нефтепровод ЦПС Восточно-Мессояхского месторождения — ПСП», который связал Восточно-Мессояхское месторождение в Ямало-Ненецком автономном округе с магистральной трубопроводной системой «Заполярье-Пурпе».

В начале 2015 года компания выиграла конкурс по отбору организации, способной выполнить работы по инженерной подготовке объекта «Ведомственный вертодром перевалочной базы на Варандее» для компании «Газпром нефть шельф». Вахтовый поселок перевалочной базы предназначен для временного пребывания и отдыха персонала МЛСП «Приразломная» на Варандее, размещения рабочих мест персонала и оборудования, управляющего основными процессами на территории поселка и нефтяного месторождения.

В июле 2015 года филиал компании — Специализированное управление пуско-наладочных работ получил сертификат на оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и переоборудованию дорожно-строительной, автомобильной и специальной техники для работы на компримированном природном газе.


Базовыми площадками для этого вида работ определены два производственных участка — участок № 9 в городе Астрахани и производственный участок СЦ-1 в городе Магнитогорске. Оба участка оснащены всем необходимым технологическим оборудованием для ремонта и обслуживания полнокомплектной техники, работающей на компримированном природном газе.

Переоборудование топливной системы с дизельного топлива на смешанный вид топлива (дизельное топливо и компримированный природный газ) дорожно-строительной, автомобильной и специальной техники организаций Группы «Газпром» позволило снизить эксплуатационные расходы до 30%, а также снизить выбросы отработанных газов и их токсичность в 2–3 раза.

30 октября в городе Томске состоялось открытие нового производственного участка №11 по ремонту и обслуживанию дорожно-строительной и подъемно-транспортной техники Специализированного управления пуско-наладочных работ (СУПНР) филиала ПАО «Газпром спецгазавтотранс».


Компания взяла на себя все риски, связанные с поддержанием техники в исправном состоянии, что позволило заказчикам избежать потерь, связанных с сервисным обслуживанием имеющейся на балансе техники собственными силами. Производственный участок обслуживает до 150 единиц техники ООО «Газпром трансгаз Томск» в год. География ее дислокации включает в себя Омскую, Новосибирскую, Кемеровскую и Томскую области.


В марте 2016 года компания приступила к выполнению полного комплекса строительно-монтажных работ по строительству магистрального конденсатопровода «Уренгой — Сургут» (II нитка) общей протяженностью 187 км. На строительстве объекта было задействовано более 1200 специалистов компании и более 300 единиц строительной и специальной техники. Вахтовые жилые городки и трубосварочная база были развернуты в Пуровском районе Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области. Ввод в эксплуатацию конденсатопровода запланирован на декабрь 2017 года.

20 октября 2016 года на внеочередном общем собрании акционеров Общества одобрено переименование ДОАО «Спецгазавтотранс» ОАО «Газпром» в ПАО «Газпром спецгазавтотранс». Запись о государственной регистрации устава Общества в новой редакции с изменением наименования Общества на Публичное акционерное общество «Газпром спецгазавтотранс» внесена в единый государственный реестр юридических лиц 09 ноября 2016 года (дата изменения наименования).


С 09 ноября 2016 года Общество использует следующее полное и сокращенное фирменное наименование на русском языке: Публичное акционерное общество «Газпром спецгазавтотранс» и ПАО «Газпром спецгазавтотранс», а также сокращенное наименование на английском языке: PJSC «Gazprom spetsgazautotrans».

Утверждение устава в новой редакции и изменение наименования Общества было обусловлено внесением изменений в корпоративное законодательство (глава 4 Гражданского кодекса Российской Федерации) в части, посвященной регулированию статуса публичных и непубличных обществ, которые вступили в силу с 1 сентября 2014 года. В связи с чем, организационно-правовая форма собственности Общества была изменена с ОАО на ПАО.

В феврале 2017 года компания приступила к выполнению работ по инженерной подготовке кустовой площадки №21 и строительству подъездной дороги длиной 7 км в районе Новопортовского месторождения на полуострове Ямал. Заказчиком объекта выступила компания «Газпромнефть-Ямал».

В мае 2017 года компания приступила к строительству производственного жилого комплекса на 600 мест на Новопортовском месторождении полуострова Ямал для нужд ООО «Газпромнефть-Ямал».